10 древних мегалитов, предназначение которых — загадка

Мегалиты

Каменные сооружения, возраст которых насчитывает тысячи лет, разбросаны по всему миру. Очень многие из них появились еще до изобретения письменности, поэтому о строителях и целях возведения этих сооружений не осталось никаких свидетельств. Однако, несмотря на отсутствие письменных исторических источников, специфика структуры древних мегалитов позволяет ученым сделать достаточно основательные предположения насчет того, с какой целью строились эти сооружения и какую функцию выполняли.

Каменный круг Белтани

На северо-западе Ирландии, недалеко от городка Рафо, находится простой на вид круг, который в прошлом мог выполнять самые разные функции — от ритуальных до научных. Вокруг насыпи, по окружности диаметром 45 метров расположены 64 камня, высота которых в среднем составляет два метра. По оценкам ученых, каменный круг был построен примерно в 1400-1800 году до нашей эры. По свидетельствам Оливера Дэвиса, который занялся исследованием древнего памятника в 30-е годы, в зоне каменного круга присутствовали признаки того, что кто-то пытался вести раскопки кустарным способом, но внезапно, возможно от страха, покинул это место.

Каменный круг Белтани

Несмотря на изучение каменного круга Белтани, его предназначение выяснить пока не удается. Согласно одной из версий, разгадка кроется в названии мегалита. Слово Белтани, возможно, связано с названием языческого праздника Белтайн, во время которого на вершине холма зажигали костры, символизировавшие обновление сил Солнца. Другие гипотезы связывают каменный круг Белтани с кругами на Кэрроуморском кладбище, полагая, что круг Белтани использовался в ритуалах захоронения усопших. Некоторые считают, что весь комплекс из камней и насыпи, которую они обрамляют, скрывает под собой нечто вроде гробницы, но что там на самом деле, никому пока выяснить не удалось.

Мегалиты долины Бада

В индонезийской долине Бада можно увидеть интересные мегалиты, которые напоминают статуи моаи и отличаются высоким скульптурным мастерством. Ученые не могут назвать ни точный возраст каменных изваяний, ни их предназначение. Расспросы местных жителей не помогли пролить свет на загадку мегалитов, аборигены утверждают, что «они всегда здесь были». Однако с этими каменными статуями у местных жителей связан целый ряд легенд.

Палиндо

Некоторые утверждают, что мегалиты установлены на местах массовых человеческих жертвоприношений. Другие говорят, что каменные статуи стерегут злых духов. А еще существует поверье, что эти статуи – окаменевшие злодеи, и некоторые даже верят, что они способны передвигаться. Ставит в тупик и еще один удивительный факт, связанный с мегалитами Бада: дело в том, что статуи изготовлены из камня, который не добывается в округе.

Колесо духов

Руджм эль-Хири или «колесо духов», представляет собой мегалитическую структуру, расположенную на территории Голанских высот, на границе Сирии и Израиля. Структура состоит из четырёх концентрических кругов и центрального каирна. Наибольший внешний диаметр равен 158 м (520 футов). Круги выложены из камней базальтовой породы. Кольца связаны между собой перемычками. Были предположения, что место в центре предназначалось для захоронения, но при изучении постройки никакого захоронения внизу обнаружено не было. Существует версия, что в далеком прошлом здесь хранились драгоценности, которые были разграблены мародерами.

Руджм эль-Хири

Ученые считают, что каменное колесо не строилось как крепость или место, в котором могли жить люди. Судя по структуре строения и тому, как восход солнца и солнцестояние соотносится со «спицами» колеса», была выдвинута версия, согласно которой данное сооружение выполняло функцию календаря.

Некоторые исследователи полагают, что в круге проводились обряды освобождения усопших от всего плотского, предполагающие отделение плоти от костей. Кости после проведения ритуала перемещались в другое место, этим можно объяснить отсутствие в круге захороненных останков. Однако никаких доказательств проведения подобных мероприятий в Руджм эль-Хири не найдено. Какое бы ни было предназначение «колеса духов», видно, что на его строительство было потрачено немало сил и времени, и этот объект был очень важен для людей, которые им пользовались.

Монолит в Радстоне

Радстонский монолит является самым высоким одиночным камнем в Британии. Такие каменные монолиты называют менгирами. Этот менгир расположен на церковном кладбище деревушки Радстон и его высота составляет 7,6 метров. Возраст монолита относят к 1600 году до нашей эры. Учитывая размеры и почтенный возраст монолита, нет ничего удивительного в том, что местные люди из поколения в поколение передают предания и легенды, связанные с этим камнем. По одной из них, этот камень прежде был копьем, которое дьявол метнул в церковь, но попал в землю церковного кладбища. Другая история рассказывает о том, что каменное копье метнули сверху, целясь в кладбищенских вандалов.

Монолит в Радстоне

Сэр Уильям Стриклэнд ископал всю округу в поисках каких-либо археологических свидетельств истинной истории камня. По его данным, половина монолита находится глубоко под землей, соответственно, реальная его высота вдвое выше известной цифры. Также исследователь обнаружил немало человеческих черепов, намекающих на то, что это место могло использоваться для человеческих жертвоприношений и отправления религиозных ритуалов. Однако как бы там ни было, ни черепа, ни местный фольклор не проливают свет на то, что в действительности происходило у камня в Радстоне.

Пайперс и Веселые девы

Отдельные стоящие мегалитические памятники в Корнуолле носят название Пайперс и Веселые Девы. Пайперс – это два отдельно стоящих камня, а Веселые Девы неподалеку от Пайперс образуют каменный круг совершенной формы. В восточной стороне сооружения находится вход, что теоретически может указывать на использование мегалитов в астрономических целях. В окрестностях мегалитического комплекса расположено множество могильников, что в свою очередь позволяет ученым предположить, что камни имели отношение к духовным ритуалам или похоронным обрядам. Возможно, что установленные в строгом порядке камни выполняли сразу несколько функций.

Пайперс и Веселые девы

Несмотря на то, что Пайперс и Веселые Девы стоят отдельно друг от друга, эти сооружения неизменно упоминаются в едином контексте. Согласно одной из местных легенд, два волынщика играли для танцующих девушек в одно из воскресений, но так как подобное поведение было запрещено в такой день, то музыканты и веселые танцовщицы превратились в камни. Звучит красиво, но правда ли это?

Камень Туруа

В графстве Голуэй, что в Ирландии, все желающие могут полюбоваться на удивительный камень, которой в свое время был помещен в область кольцевого форта Фирвор. Позже камень был перемещен в окрестности дома Туруа. Камень имеет округлую форму и украшен узорами, выполненными в старинной кельтской технике «ла тене». Камень Туруа представляет собой наиболее яркий и хорошо сохранившийся образец этой декоративной работы по камню на территории Европы.

Камень Туруа

Однако каким целям служил этот камень? Никто не знает точного ответа на этот вопрос. Учитывая характерную, близкую к фаллической, форму камня, некоторые эксперты предполагают, что камень использовался в ритуалах, направленных на повышение плодородия во всех его проявлениях.

Камень Туруа

Другая версия связывает английское написание названия Туруа (Turoe) со словосочетанием «Cloch an Tuair Rua», которое означает «камень красной пустоши». Присутствие слова «красный», по мнению исследователей, может намекать на то, что у камня практиковались жертвоприношения, в том числе и человеческие. Существует мнение, что этот камень изначально находился во Франции, а в Ирландию попал позже.

Быки Гисандо

На территории высокогорной равнины в центре Иберийского полуострова, а также на севере Португалии и Галисии можно встретить больше 400 гранитных, довольно грубых, но реалистичных скульптур животных – чаще всего, кабанов, поэтому испанцы называют их «веррако» (от исп. verraco – дикий кабан), а также медведей и быков. Ученые датируют их IV-I вв. до н. э. Предполагается, что создателями веррако были веттоны — древний кельтский народ Испании.

Быки Гисандо

Быки Гисандо являются, пожалуй, самыми известным из веррако. Это скульптурный комплекс из 4 изваяний, датированный примерно II веком до н. э. Считается, что когда-то у этих быков были рога, но под действием атмосферных осадков и ветра они разрушились. Некоторые историки полагают, что каменные фигуры быков изготовлены отдельно друг от друга, а собраны вместе были много позже.

Быки Гисандо

Ученые не уверены в истинном предназначении каменных быков, но замечено, что веррако расположены в местах, где их хорошо видно окружающим. Возможно, скульпторы просто хотели привлечь внимание к своим работам. Расположение быков на хорошо обозримом месте также могло быть связано с какими-то религиозными моментами. Некоторые верят, что веррако защищают деревни и фермы от злых духов.

Серые бараны

Серые бараны — уникальная в своем роде мегалитическая структура. Ее оригинальность состоит прежде всего в том, что это сооружение представляет собой два круга, расположенных рядом друг с другом. В каждом круге насчитывается по 30 камней, диаметр каменных кругов составляет 33 метра. При раскопках каменных кругов был обнаружен тонкий слой древесного угля, что может свидетельствовать об обширных пожарах в этом месте. Очевидно, что внутри кругов что-то происходило, но что именно – неизвестно.

Серые бараны

Есть версия, которая связывает круги с духовными концепциями. То есть, один круг связан с миром живых, а другой — представляет тех, кто отошел в мир иной. Ритуалы, отправляемые в «круге живых», были направлены на создание порталов между двумя мирами. Другая теория не делает акцента на духовной природе каменных кругов, а связывает их с половой принадлежностью их посетителей: один круг предназначался мужчинам, другой — женщинам. Есть и те, кто считает, что в этом месте встречались представители разных племен, здесь они торговали, пировали и решали насущные вопросы. А причем же тут бараны, спросите вы.

Серые бараны

Местная легенда объясняет название мегалитов следующим образом: как-то в Дартмур приехал один фермер и сразу начал критиковать качество овец на местном рынке. После пары стаканчиков местным удалось убедить приезжего фермера в том, что у них есть товар, способный удовлетворить его изысканный вкус. Подвыпившего фермера вывели на поле, где, якобы, паслись овцы. Погода была туманная, и фермер, увидев в тумане неясные силуэты, поверил продавцам. Расплатившись, наутро бедняга обнаружил, что купил он не настоящих овец, а камни, стоявшие в поле.

Дромберг

Местные называют этот мегалитический комплекс «алтарем друидов». Дромберг состоит из 17 менгиров, происхождение которых неизвестно. Но о предназначении этих камней можно сделать определенные предположения: один из камней ориентирован по точке заката солнца во время зимнего солнцестояния. Возможно, это был календарь.

Дромберг

Кроме этого, в Дромбрге обнаружили еще одну интересную находку: в разбитом сосуде были найдены останки кремированного человека, причем сосуд был намерено разбит во время погребения. Возраст захоронения датируется 1100-800 годом до нашей эры. Археологами было установлено, что в окрестностях каменного круга когда-то жили люди, которые по каким-то причинам приходили в Дромберг и вынуждены были там оставаться на некоторое время.

Оленьи камни

На севере Монголии можно увидеть покрытые удивительной резьбой мегалиты, которые устанавливались на месте захоронений воинов или на месте жертвоприношений, и служили своеобразными памятниками погребенным. В общей сложности было найдено 1200 отдельно стоящих камней, высота которых составляет от одного до пяти метров. Датируются они поздним бронзовым и началом железного веками.

Оленьи камни

Практически на всех камнях есть изображения оленей как реалистические, так и фантастические. Кроме оленей на камнях встречаются изображения лошадей, солнца, птиц, предметов вооружения, различные геометрические фигуры.

Оленьи камни

Некоторые историки полагают, что подобное взаимодействие природных элементов — оленя, солнца и птицы, может символизировать путь, который душа проходит при переходе в мир иной. Дух уходит с земли (олень), попадает на небо (птица), а за тем на небеса, то есть на тот свет (солнце). Возможно, изображения оленей на каменных глыбах обеспечивали защиту от злых духов.

Использованы материалы сайта: chuchotezvous.ru

Другие статьи по теме:

Views All Time
Views All Time
18273
Views Today
Views Today
1
4
Если статья понравилась - поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях

Один комментарий

  1. «На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь»

Добавить комментарий

Войти с помощью: