Утопия на воде

Плавучие города

Наша планета на две трети покрыта водой, и климатологи опасаются, что в связи с глобальным потеплением площадь суши еще уменьшится. Поэтому идея городов на воде становится актуальной. В том числе и потому, что эти города обещают свободу.

Вероятно, первым, кому пришла в голову идея о том, что можно строить города наплаву, был знаменитый французский фантаст Жюль Верн. В 1870 году он выпустил роман «Плавающий город». При написании Верн вдохновлялся своим путешествием на крупнейшем шестимачтовом пароходе того времени — британском трансатлантическом лайнере «Грейт Истерн».

Лайнер был спущен на воду в 1858 году и стал воплощением передовых технологий середины XIX века. Хотя роман в основном посвящен перипетиям путешествия писателя, в нем была высказана мысль, что океанские суда когда-нибудь станут основой для возникновения нового общества.

Лайнер Грейт Истерн

В конце ХХ века в моду вошло создание искусственных островов посреди океана, что обусловлено морским правом, которое закрепляет территориальные воды (12 морских миль) и прилежащую зону (24 морские мили) за государством, которому официально принадлежит такой остров.

Понятно, что на плавающие объекты, которые находятся вне названных зон, правила не распространяются, и за счет этого они имеют определенное преимущество: теоретически экипаж судна, находящегося в свободном плавании, может отказаться от любого гражданства и подчинения «сухопутным» законам.

В настоящее время идея плавающих городов находит сторонников среди тех, кто считает, что жизнь на суше становится все менее комфортной. Основоположниками концепции «водного мира» считаются французский дизайнер Жан-Филипп Зоппини и бельгийский архитектор Винсент Каллебо.

Первый предложил проект огромного океанского лайнера на десять тысяч пассажиров, который имел бы на своем борту все необходимое для бесконечного кругосветного путешествия. Второй сразу замахнулся на создание плавающего города «Кувшинка» (Lilypad), который вместит пятьдесят тысяч жителей и будет использовать для жизнеобеспечения восстанавливаемые энергоресурсы: течения, ветер и солнечный свет.

Lilypad

Лайнер Зоппини не нашел инвесторов, а вот проект Каллебо продолжает развиваться: им, в частности, заинтересовались власти Бразилии, Японии и Объединенных Арабских Эмиратов.

Дизайнер Зоппини и архитектор Каллебо полагают, что их проекты должны решать две главные проблемы: перенаселение и экологическое загрязнение. Сооружения на воде должны заменить душные и тесные мегаполисы, а внедряемые при их строительстве технологии будут опираться на ресурсы океана, которые пока еще кажутся безграничными.

Однако инвесторов больше интересует правовой статус плавающих городов. В новейшей истории был прецедент создания независимого государства на «океанской» территории, и сегодня он активно изучается для применения в будущем.

Платформа Рафс-Тауэр

В 1966 году отставной английский майор Пэдди Рой Бейтс высадился на платформе Рафс-Тауэр, построенной в 1942 году у побережья Великобритании для размещения зенитных орудий. Вместе со своим приятелем Ронаном О’Рэйлли он решил организовать там парк развлечений, пользуясь неопределенным правовым статусом платформы.

Однако вскоре приятели поссорились, поскольку Бейтс отказался от первоначального плана в пользу создания «пиратской» радиостанции. Конфликт закончился тем, что 2 сентября 1967 года Бейтс объявил об учреждении суверенного «платформенного» государства под названием Силенд (Sealand — «Морская земля») и провозгласил себя ее владельцем — князем Роем Первым.

Дело пошло в суд, и британские власти решили предъявить свои права на платформу. Но оказалось, что сделать это невозможно, поскольку Силенд находится вне территориальных вод Великобритании, а ее строители не удосужились юридически зафиксировать принадлежность сооружения.

Майор Бейтс и его сын Майкл отбили десант чиновников, открыв предупредительную стрельбу в воздух, а вскоре игра в княжество Силенд так увлекла отставного майора, что он разработал конституцию для своего микрогосударства, нарисовал герб, выпустил «национальную» валюту и почтовые марки.

Пэдди Рой Бейтс с сыном Майклом
Пэдди Рой Бейтс с сыном Майклом

В августе 1978 года в Силенде произошел государственный переворот. Премьер-министр микрогосударства Александр Ахенбах, воспользовавшись отсутствием князя, во главе группы голландских граждан высадился на платформе и запер принца Майкла в одном из помещений.

Бейтс обратился за помощью к частному охранному агентству, которое организовало штурм Силенда. Мятежники были арестованы и объявлены «военнопленными». Позднее князь Рой отпустил их, но Ахенбах томился в «застенках» до тех пор, пока за ним не прибыл посол Германии, гражданином которой он являлся. Визит посла был использован для того, чтобы утвердить статус Силенда как признанного государства.

23 июня 2006 года платформу Рафс-Тауэр охватил пожар, который уничтожил почти все постройки Силенда. Князь Рой решил, что игра в государственность ему надоела, и выставил ее на торги за 750 миллионов евро.

Платформа Рафс-Тауэр

Пока никто не приобрел «независимую державу», однако опыт майора Бейтса показывает, что современный мир вполне допускает возможность существования подобных государственных образований, если те находятся вне территориальных вод других стран.

На прецедент Силенда рассчитывает Питер Тиль, один из основателей известной компании Paypal, занимающейся электронными платежами. В настоящее время он выступает главным инвестором Артизанополиса — проекта плавающего города, который собирается построить Институт Систейдинга (The Seasteading Institute, TSI).

Концепцию систейдинга сформулировал в 1998 году инженер Уэйн Грэмлич. Он писал, что в будущем неизбежно появятся поселения на воде, главной задачей которых будет создание независимой государственности, допускающей большее количество прав и свобод, чем принято в державах с флагом в ООН.

Через десять лет, 15 апреля 2008 года, Грэмлич вместе с Пэтри Фридманом, программистом по специальности и трансгуманистом по убеждениям, учредил Институт Систейдинга для «создания долговременных автономных общин в океане с целью получения возможности внедрения различных социальных, политических и правовых систем».

Плавучие города

Первый проект, разработанный Институтом, представлял собой большой плавучий дом на сто пятьдесят жителей, который Грэмлич и Фридман собирались спустить на воду в заливе Сан-Франциско еще в 2014 году.

Однако проект не нашел инвесторов, поэтому его авторы обратились к миру за добровольными пожертвованиями. Реклама проекта привлекла к нему многих, в том числе Питера Тиля, который потратил на инициативы Института свыше 1,7 миллионов долларов.

13 января 2017 года правительство Французской Полинезии подписало с Институтом соглашение о строительстве плавучего Артизанополиса, который будет находиться поблизости от острова Таити. Строительство начнется в ближайшие два года.

Плавучие города

Город на воде будет представлять собой модульную сеть прямоугольных и пятиугольных платформ, положение которых можно менять в соответствии с потребностями жителей. Стоимость города — 170 миллионов долларов, количество жителей — 300 человек.

Однако главная особенность Артизанополиса не в его конструкции или архитектуре, а в том, что его жителям предоставляется полная свобода, причем не только в вопросах творчества, — создатели города собираются построить новый вариант справедливого общества.

Скептики не верят, что у них получится. Но если вдруг получится, то опыт «водного мира» послужит образцом для конструирования будущего, от которого станет непросто отмахнуться.

Использованы материалы статьи Антона Первушина, oracle-today.ru

Другие статьи по теме:

Views All Time
Views All Time
4433
Views Today
Views Today
1
2
Если статья понравилась - поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях

Добавить комментарий

Войти с помощью: