Иглы Клеопатры

Игла Клеопатры

«Иглы Клеопатры» — два обелиска из красного гранита, воздвигнутые перед Храмом солнца в период правления Тутмоса III (1503-1450 до н.э.) в древнеегипетском городе Гелиополис более 3 300 лет назад. В 14 году до нашей эры император Август перенес их в Александрию. Так они были названы египтологами, но, мало кто знает, что это прозвище еще в Средние века дали обелискам жители Египта. Missalati Fir un — «великие иглы фараона» — так, по свидетельствам арабских хронистов двенадцатого столетия, называли феллахи любой древний обелиск.

Игла Клеопатры
«Игла Клеопатры», Александрия. Фридрих Мейсснер, ок. 1860 год

Обелиски высотой более 20-ти метров и весом около 200 тонн покрыты иероглифами, прославляющими египетских богов. Иногда к этим монументам причисляют третью «иглу» — обелиск на площади Собраний в Париже, но этот монумент, хотя он также египетский, имеет другое происхождение и сделан из розового гранита.

«Иглы Клеопатры» — подлинные древнеегипетские обелиски, но к знаменитой царице, о которой известно, что она требовала жизнь за ночь любви, они не имеют практически никакого отношения. Изначально обелиски были установлены в египетском городе Гелиополис по приказу Тутмоса III, около 1450 г. до нашей эры. При изготовлении использовался гранит из каменоломен Асуана, расположенных неподалёку от первого порога Нила. Надписи были добавлены позже — 200 лет спустя Рамсесом II в честь его военных побед.

Игла Клеопатры

В XII веке до Рождества Христова во времена правления Цезаря Августа, у которого был сын от Клеопатры (и это вся связь), обелиски были перенесены римлянами в Александрию и установлены в Цезариуме — храме, построенном Клеопатрой в честь Марка Антония. Со временем один из них упал и это помогло ему хорошо сохраниться. Большинство иероглифов остались неповрежденными.

Лондонская «Игла Клеопатры»

В 1819 году обелиск был подарен Великобритании Мухаммедом Али — вице-королем Египта, уроженцем Албании, в честь побед лорда Нельсона при сражении у Абукира в 1798 году и сэра Ральфа Эберкромби при сражении у Александрии в 1801 году. Хотя британское правительство приняло дар, оно отказалось финансировать перевозку обелиска в Лондон и он оставался в Александрии до 1877 года, когда сэр Джеймс Эразм Уилсон — выдающийся британский анатом и дерматолог, выделил личные средства (10 000 фунтов) на его транспортировку в столицу Великобритании.

Игла Клеопатры

Монумент был извлечен из земли, в которой находился более 2000 лет, и помещен в специально сконструированный инженером Джоном Диксоном стальной полый цилиндр в форме сигары длиной около 40 метров и диаметром 4,5 метра. Низ цилиндра был заполнен балластом. На корпусе был смонтирован мостик с кабиной для экипажа из 9 человек, рулевая рубка и мачта для паруса. Необычное судно, названное «Клеопатра», в длительном плавании от Александрии до Лондона должен был буксировать пароход «Ольга».

Судно Клеопатра
Процесс заключения обелиска в специально изготовленный контейнер

21 сентября 1877 года капитан «Клеопатры» с обелиском на борту Генри Картер дал команду отдать швартовы и взять курс на Лондон. Выяснилось, что путешествие будет нелегким. Из-за тяжелого груза и балласта округлый корпус судна едва поднимался над поверхностью воды. Волны свободно перекатывались даже через мостик, где попеременно несли вахту моряки «Клеопатры». Пароход «Ольга» с железным монстром на буксире продвигался вперед со скоростью улитки. Плавание по Средиземному морю до Гибралтара растянулось почти на месяц.

Судно Клеопатра

В Бискайском заливе корабли попали в 12-балльный шторм. Невзирая на балласт, судно-цилиндр ужасно качало, волны обломали и залили кабину экипажа, усилия рулевого удержать курс оказались бесплодными. Капитан «Ольги» решил отправить в шторм спасательную шлюпку, чтобы забрать экипаж «Клеопатры», оказавшийся в безвыходном положении.

Игла Клеопатры во время шторма

Первая попытка спасти моряков «Клеопатры» закончилась трагически. Огромная волна поглотила шлюпку вместе с 6 моряками. До цели добралась лишь вторая шлюпка. Она не только доставила всех моряков с «Клеопатры», но и принесла печальное известие о гибели первой шлюпки. Капитан «Ольги» решил обрезать полукилометровый буксирный конец, которым был связан с «Клеопатрой».

Игла Клеопатры во время шторма

«Ольга» добралась до берегов Англии с известием о гибели 6 моряков и потерянной «Клеопатре», которая, как оказалось, не затонула и осталась на плаву. Спустя четыре дня «Клеопатра» была найдена испанскими рыболовами. Немного позже шотландский пароход «Фицморис» отбуксировал ее в испанский порт Эль-Ферроль. Хозяин «Фицмориса» сначала потребовал за «Клеопатру» выкуп в сумме 5 000 фунтов, но в итоге согласился на две. За обелиском тут же был отправлен колесный буксир «Англия» под командованием капитана Дэвида Глю, который и доставил 21 января 1878 года «Клеопатру» в Лондон.

Игла Клеопатры в Лондоне

В августе 1878 года обелиск был установлен на северной набережной Темзы, между мостами Ватерлоо и Хангерфорд, хотя первоначально его планировалось установить перед зданием британского парламента. По бокам лондонской «Иглы Клеопатры» лежат два сфинкса, отлитых из бронзы, на которых также имеются надписи иероглифами: «Хороший бог, Тутмос III, дал жизнь». При установке сфинксов строители совершили ошибку и расположили их лицом к обелиску, в то время как охраняющие сфинксы (какими они и задумывались) должны были смотреть по сторонам от обелиска.

Сфинкс в Лондоне

В фундамент обелиска, видимо, в знак уважения к седой древности монумента заложили капсулу «времени» в надежде на то, что когда-нибудь в будущем археологи откопают обелиск вторично. Это послание потомкам состоит из характерных предметов XIX века, в число которых вошли: набор монет, бритвы, четыре текста Библии на разных языках, расписание поездов и 12 фотографий английских красавиц.

4 сентября 1917 года во время одной из первых бомбардировок Лондона, немецкая бомба упала неподалёку от обелиска и немного его задела осколками. В память об этом событии, повреждения не стали реставрировать, и дыры с трещинами от шрапнели до сих пор видны на правом сфинксе. В 2005 года была проведена реставрация обелиска.

Нью-йоркская «Игла Клеопатры»

Нью-йоркская Игла Клеопатры

В 1869 году после открытия Суэцкого канала Исмаил-паша, правитель Египта, решил подарить «Иглу Клеопатры» и американцам, в надежде установить с ними торговые отношения. Железнодорожный магнат Уильям Вандербильт финансировал перевозку, а реализацией этого невероятно сложного проекта занялся Генри Горриндж, который прибыл в Египет в октябре 1879 года со своим коллегой, лейтенантом Ситоном Шредером, чтобы заняться транспортировкой обелиска. Для погрузки обелиска на корабль в борте судна был сделан специальный проём.

Игла Клеопатры

По свидетельству очевидцев, когда обелиск опустили на песчаный пляж Александрии, собравшихся охватило сильное волнение. Многие заметили «масонские эмблемы» — мастерок и угольник архитектора, вырезанные на основании древнего пьедестала. Горринж был «поражен этой символикой и решил доставить лестницу и пьедестал в Новый Свет, где они будут собраны точно в таком же виде».

Пароход Dessough с обелиском на борту готов к отплытию из Александрии
Пароход «Dessoug» с обелиском на борту готов к отплытию из Александрии

На пароходе «Dessoug» обелиск был доставлен в Америку, и «9 октября 1880 года процессия из 9 000 масонов прошла по Пятой авеню под звуки оркестра для торжественной церемонии закладки краеугольного камня обелиска в Нью-Йорке». На церемонии, состоявшейся на следующий день, Джесс Б.Энтони, магистр нью-йоркского масонства, «связал истоки франкмасонства с Древним Египтом». «Игла Клеопатры» была установлена на бронзовом основании в Центральном парке в Нью-Йорке перед зданием музея Метрополитен.

Празднование установки обелиска в Нью-Йорке
Празднования по случаю установки «Иглы Клеопатры» в Нью-Йорке, 1878 год

Высота обелиска — 21 метр, диаметр в основании — 2,3 метра, вес — 244 тонны. С июля 1880 по январь 1881 года обелиск медленно транспортировался по улицам Нью-Йорка. До Центрального Парка его тащили через Манхэттэн 112 дней со скоростью 97 футов (29,5 метров) в день, используя 32 лошади. После успешного выполнения задачи Генри Горриндж стал популярной личностью в Соединённых Штатах.

Нью-йоркская Игла Клеопатры

В 2006 году Захи Хавасс, глава Верховного совета по египетским древностям, потребовал от мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга вернуть древний обелиск в Египет. Чиновник мотивировал свою просьбу тем, что за обелиском плохо следят. Однако городские власти отрицали, что монумент находится в неподобающем состоянии, его регулярно инспектируют и возвращать одно из главных украшений Центрального парка не собираются.

Луксорский обелиск в Париже

Такой привычный для парижан египетский обелиск, который они также называют «Игла Клеопатры», возвышается на площади Согласия и является самым древним монументом французской столицы. По иронии судьбы и он разлучен со своим братом-близнецом, который по-прежнему стоит у входа в Луксорский храм.

Луксорский обелиск в Париже

В 1829 году все тот же самопровозглашённый хедив Египта Мухаммед Али подарил обелиски Франции. В августе 1832 года французский корвет «Сфинкс» отправился в Александрию на встречу с баржей «Луксор», чтобы забрать один из обелисков и отвезти его во Францию.

1 апреля 1833 года оба судна направились в Тулон и достигли его 10 мая. 12 августа корабли вошли в порт города Шербур. 21 декабря обелиск был доставлен в Париж. 3 года спустя, 25 октября 1836 года, по указу короля Луи-Филиппа I обелиск был поставлен в центре площади Согласия. Второй обелиск остался в Луксоре. Отказ от него был официально адресован египетскому правительству французским президентом Франсуа Миттераном во время его первого президентского мандата.

Луксорский обелиск в Париже

Перемещение каменного монолита весом 180 тонн стало нетривиальным событием для XIX века и заставило инженеров поломать голову над этой задачей. Осуществив проект, гордые французы выгравировали на пьедестале обелиска схемы демонтажа, погрузки и установки монумента в Париже.

Использованы материалы: geolines.ru, dimdim1979.livejournal.com

Другие статьи по теме:

Views All Time
Views All Time
15632
Views Today
Views Today
3
3
Если статья понравилась - поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях

Добавить комментарий

Войти с помощью: