Тайна гибели «Британника»

Тайна гибели Британника

21 ноября 1916 года было потоплено самое большое в истории мировых войн XX века судно – «Британник». Гигант, чья длина составляла 270 метров, пошел ко дну в Средиземном море вблизи Греции. По иронии судьбы это был брат-близнец печально известного «Титаника».

Когда потерпел крушение «Титаник», на верфи «Харланд и Вольф» в Белфасте уже стояло «изделие № 433» — его родной брат «Гигантик». Но возведение судна пришлось приостановить, так как необходимо было внести в проект изменения, которые бы увеличили плавучесть корабля в случае получения пробоины.

Титаник
«Титаник»

На лайнере были смонтированы еще несколько водонепроницаемых переборок, увеличено количество спасательных шлюпок, а главное — сконструированы двойные борта. Кроме того, суеверные судовладельцы из «Уайт Стар Лайн» (WSL) от греха подальше изменили название лайнера, памятуя об античных мифах, согласно которым все титаны и гиганты погибли. Так «Гигантик» стал «Британником».

Под таким именем пароход и был спущен со стапелей на воду в начале 1914 года. Это было еще более роскошное и комфортабельное судно, чем его предшественники – старший брат «Олимпик» и средний «Титаник». Капитаном «Британника» стал Чарльз Бартлетт.

Олимпик
«Олимпик»

Через несколько месяцев началась Первая мировая война, и младшего брата «призвали», а попросту говоря, реквизировали у компании WSL во флот Его Величества, превратив в огромный плавучий госпиталь с экипажем в 675 человек и называнием «Госпитальное судно Его Величества «Британник». На его белые борта нанесли зеленые полосы и большие красные кресты.

Надо заметить, что, пока русские войска бились с немцами, австрийцами, венграми и болгарами на полях Восточной Пруссии, Галиции, Польши и с турками в Закавказье, союзники России по Антанте — Англия и Франция высадились в Галлиполи, пытаясь установить контроль над стратегическим проливом Дарданеллы, ведущим из Средиземного моря в Черное.

Британник
«Британник»

Но турки вкупе с немцами успешно противостояли корпусу Антанты в Дарданелльской операции и изрядно потрепали англичан и французов. Вот туда-то, в Средиземное море, и направили наспех переоборудованный под госпитальное судно «Британник», чтобы тот забрал и доставил в Великобританию огромное количество раненых англичан.

Со своим первым заданием «Британник» справился блестяще. В конце декабря 1915 года он отправился к греческому острову Лемнос, где его ждали солдаты, и прибыл на место аккурат к Новому году. Взял на борт раненых и больных и направился к родным берегам.

Британник

Хотя переоборудованием судна занимались в спешке, сделано оно было с умом: каюты «Британника» вмещали более 3 000 человек, и все пассажиры чувствовали себя комфортно на его борту. Раненые заняли все пассажирские каюты, за исключением кают второй палубы, где расположились медсестры, фельдшеры, врачи и другой обслуживающий медперсонал — всего около 450 человек.

Из гостиной первого класса на верхней палубе сделали операционную. А бывший обеденный зал первого класса превратили в послеоперационную палату. Трюмы под завязку загрузили медицинским расходным материалом, хирургическими инструментами, необходимым оборудованием и медикаментами. А в одном из дальних трюмных помещений обустроили место для морга.

Британник

В течение трех месяцев «Британник» трижды забирал с госпитальной базы на Лемносе больных и раненых. Надо сказать, что в ходе Дарданелльской операции было ранено свыше 52 000 английских военнослужащих и более 21 000 убито.

Конечно же, даже такой огромный плавучий госпиталь не справился бы с эвакуацией всех раненых, если бы ему на помощь не пришли другие суда. Затем бои прекратились, и «Госпитальное судно Его Величества «Британник» стало никому не нужно. Чтобы не тратить средства на его содержание, Адмиралтейство исключило его из состава флота и возвратило владельцу — компании WSL.

Медперсонал Британника

В 1916 году Германия предложила странам Антанты заключить мир. Казалось бы, на этом история госпитального судна должна была завершиться. Но союзники по Антанте отклонили это мирное предложение. И сражения вспыхнули с новой силой. Количество раненых солдат и офицеров тут же возросло.

Адмиралтейству вновь понадобился «Британник», и летом 1916 года оно реквизировало его повторно. В сентябре госпитальное судно в очередной раз отчалило от английских берегов, направляясь в Средиземноморье.

Британник

Через месяц «Британник», уже в пятый раз удачно сходивший к греческим островам за партией раненых, готовился встать на плановый осмотр и ремонт. Но бои не утихали и уже через несколько дней после прибытия гигантского парохода в Англию, военно-морское командование в спешке отправило судно назад в Средиземное море. 12 ноября 1916 года «Британник» вышел в свой шестой — роковой рейс.

Во время Первой мировой мимо греческих островов туда-сюда ходили сотни судов и военных кораблей. Зная об этом, немцы выставили несколько морских мин на самой оживленной морской трассе — в районе острова Кеа. На одну из них, словно «Титаник» на айсберг, «Британник» и напоролся утром 21 ноября. В 8:12 судно ощутимо тряхнуло, и практически сразу же раздался еще один приглушенный взрыв.

В этот момент обслуживающий медперсонал как раз завтракал. В салоне возникла легкая паника. Однако старший офицер заявил, что причин для тревоги нет. Но когда «Британник» начал заваливаться на правый борт, уходя к тому же носом в воду, капитан Чарльз Бартлетт отчетливо понял, что у его судна нет никаких шансов.

Поначалу капитан подумал, что плавучий госпиталь торпедировала немецкая подводная лодка, а потому тут же распорядился перекрыть водонепроницаемые переборки. Но из трюма сообщили, что это невозможно, так как взрывами прорваны носовые переборки. Кроме того, этот же взрыв повредил основную пожарную шахту, и морская вода устремилась по ней во все отсеки, неожиданно затопив и котельную.

Британник

Положение усугубилось еще и тем, что все остальные водонепроницаемые переборки, которые по инструкции должны были быть задраенными во время движения «Британника», по какой-то причине остались незакрытыми.

Гигантский напор воды не позволял их перекрыть. Более того, на время завтрака медсестры по привычке открыли почти все иллюминаторы, чтобы проветрить с утра помещения плавучего госпиталя. И, оседая в море все больше и больше, судно черпало забортную воду, словно решето.

Тайна гибели Британника

Опытный капитан приказал радисту выдавать в эфир каждую минуту радиосигнал «SOS» и срочно начать спасательную операцию. Благо шлюпок было достаточно, и паники практически не наблюдалось. Отчасти потому, что, так и не доплыв до госпитальной базы на Лемносе, «Британник» не успел принять на борт раненых.

Тем не менее, у нескольких стюардов и судовых матросов не выдержали нервы. И они, не слушая никого, без приказа старших по званию бросились спускать спасательную шлюпку. Судно еще не успело застопорить ход и шло вперед, развив скорость в 20 узлов — 36 км/час. Поэтому шлюпка мгновенно зачерпнула полные борта воды и перевернулась.

Погружаясь все больше носом и правым бортом, «Британник» очень скоро так глубоко осел, что корма поднялась из воды, обнажив вращающиеся еще на приличной скорости огромные гребные винты.

Тайна гибели Британника

В эти гигантские жернова, словно в страшную мясорубку, неожиданно попали две спускаемые с судна шлюпки, полные людей, которых тут же начало разрубать винтами на части. От самих шлюпок остались лишь щепки. Печальный итог — 20 погибших и несколько раненых.

Ровно в 9:07 агония исполинского колосса подошла к концу: «Британник» «упал» на правый борт и в считанные секунды скрылся под водой. В чреве огромного судна остались 10 трюмных матросов, которые просто не успели выбраться на верхнюю палубу и ушли вместе с пароходом в морскую пучину.

Несмотря на эти жертвы, в целом эвакуация экипажа и медперсонала «Британника» прошла спокойно без спешки и паники — их подобрали подошедшие на помощь корабли. И спасение людей с младшего брата «Титаника» было признано не просто успешным, а образцовым: из 1134 членов экипажа и медперсонала погибли только 30 человек. Остальные благополучно спаслись.

Британник

Долгое время считалось, что «Британник» напоролся на одну из немецких мин. Со временем даже стало известно, что их установила подводная лодка U-33, которой командовал Густав Зисс.
Однако скорость, с которой «Британник» ушел на дно, вызывала подозрения. Ведь даже его брат «Титаник», распоровший едва ли не все днище об айсберг, агонизировал целых 2 часа 40 минут.

«Британик» же, над увеличением плавучести которого работали специально, оставался на плаву всего 55 минут. Потому альтернативные гипотезы гибели «Британника», конечно же, высказывались. Одним из тех, кто интересовался судьбой корабля, был известный исследователь морских глубин Жак-Ив Кусто. В 1975 году он отправился в экспедицию, мечтая найти затонувшее судно, и ему это удалось.

Через год Кусто вместе со своей командой смогли детально обследовать «Британник». Спустившись на дно, они обнаружили в корпусе не одно-два, а несколько пробоин. Хорошо исследовав проржавевший корпус гиганта и характер повреждений на нем, Кусто небезосновательно предположил, что на борту «Британника» перевозилось оружие.

Британник

Видимо, кое-кто в английском Адмиралтействе посчитал, что статус госпитального судна дает ему право на неприкосновенность. Скорее всего, о нелегальном грузе на плавучем госпитале узнала немецкая разведка. Ее агенты проникли на борт «Британника», когда он зашел в один из портов пополнить запасы угля, и пронесли на суперлайнер взрывное устройство, спрятав его в трюме.

По версии Кусто, оно как раз и сработало у острова Кеа. После чего сдетонировала уже угольная взвесь и прозвучал тот самый второй взрыв. Разумеется, не все согласны с гипотезой Кусто. Однако многочисленные пробоины корпуса «Британника» заставили усомниться и в официальной версии тоже. Если кто и знает правду, то это английское Адмиралтейство. Но это ведомство умеет хранить секреты.

Использованы материалы статьи Виталия Карюкова с сайта oracle-today.ru

Другие статьи по теме:

Views All Time
Views All Time
8757
Views Today
Views Today
2
2
Если статья понравилась - поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях

Один комментарий

  1. В 1976 году Кусто высказал мнение, что корабль был затоплен одной торпедой, основываясь на исследованиях повреждений корпуса.

    В сентябре 2003 года были обнаружены засыпанные песком и ржавчиной остатки минного якоря и его цепи. Это открытие позволило подтвердить версию о том, что «Британник» затонул от столкновения с морской миной. Это же позволило подтвердить записи немецкой подводной лодки U-73, наблюдавшей за кораблекрушением.

    Википедия.

Добавить комментарий

Войти с помощью: