Похищение по-румыски

Кюнстхал. Фото: Purple Cloud

Мир искусства время от времени облетают шокирующие новости, когда преступники крадут из музеев бесценные сокровища. В середине октября 2012 года произошло дерзкое ограбление роттердамского музея «Кюнстхал». Злоумышленникам удалось вынести семь полотен выдающихся художников. А вскоре история получила продолжение, причем довольно страшное.

Всего 90 секунд потребовалось грабителям, чтобы обчистить музей в Нидерландах. Все случилось, как в лихо закрученном голливудском блокбастере. В три часа ночи по местному времени воры проникли в музей через аварийный вход, перерезали проводку и бросились в залы за картинами.

Сработала сигнализация, через пять минут сотрудники охранной службы и полицейские были на месте, но этого времени преступникам вполне хватило, чтобы снять картины со стен и скрыться.

Похищение по-румыски

Ограбление выставочного центра «Кюнстхал» стало крупнейшим в Голландии за последние двадцать лет. Музей лишился бесценных шедевров живописи, таких как «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо, Лондон» и «Мост Чаринг-Кросс, Лондон» Клода Моне, «Женщина перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда.

Украденные полотна принадлежали частной организации Triton Foundation, которая впервые выставляла свою коллекцию на публике в рамках празднования 20-й годовщины с момента создания музея «Кюнстхал». По оценкам экспертов, украденные полотна стоят сто миллионов евро.

Но как преступники решились ограбить музей, оснащенный по последнему слову техники? Оказывается, расчет был сделан именно на это. Система безопасности в музее полностью автоматизирована и управляется из внешнего центра.

Похищение по-румыски

В самом музее ночью нет ни одного сотрудника, стало быть, отсутствует так называемый второй круг безопасности, который позволяет задержать уже проникших в здание злоумышленников. Это и позволило ворам беспрепятственно проникнуть в здание, а затем сбежать до приезда полиции.

В музее «Кюнстхал» нет постоянных экспозиций, он задумывался как галерея, в которой планировали выставлять произведения из частных собраний. Грабители, видимо, терпеливо ждали, когда откроется именно эта выставка, организованная в рамках празднования 20-й годовщины с момента создания музея «Кюнстхал».

Организаторами было заявлено, что на экспозиции будут представлены 150 работ, в том числе уникальные творения Сальвадора Дали, Винсента Ван Гога, Пита Мондриана, Василия Кандинского, Поля Сезанна и Энди Уорхолла. Судя по всему, преступники хорошо изучили музейную систему безопасности и пришли к выводу, что вполне смогут ее перехитрить.

Похищение по-румыски

Голландской полиции был брошен серьезный вызов. Нужно было доказать всему миру, что они не зря едят свой хлеб. Первой возникла версия о причастности злоумышленников к наркоторговле. В частности, кражу связали с обнаружением в Нидерландах партии бананов с кокаином.

По мнению органов правопорядка, украденные картины могли быть использованы для расчетов между наркодилерами. Контейнеры с бананами и спрятанным среди них кокаином были конфискованы за четыре дня до ограбления музея в результате совместной операции бельгийской и нидерландской полиции. Груз был обнаружен в порту Антверпена на борту судна, перевозившего партию бананов из Эквадора.

В официальном заявлении сотрудник полиции Кремерс отметил, что «за 20 лет на этой работе» он «видел не одно подтверждение тому, что наркотики и произведения искусства переправляются по одним и тем же каналам». Но позже выяснилось, что полиция пошла по ложному следу. А пока стражи порядка копали не там, преступники успели вывезти картины из страны.

Судьба ворованных произведений искусства обычно развивается по одному из трех возможных сценариев: черный рынок, частные коллекции или полное уничтожение, если никто не решается их купить. Знающие люди утверждают, что хорошо известные полотна сбыть в Европе или США сразу невозможно, для начала их нужно переправить в страны Персидского залива.

Там устраиваются закрытые онлайн-аукционы для своих. В принципе, мир искусства довольно тесный, и любители прекрасного хорошо знают друг друга. Платежеспособные коллекционеры – люди не последние в этом мире. Правда, есть небольшая группа ценителей искусства, которые после покупки сокровища прячут его в каком-нибудь бункере или сейфе и любуются им в полном одиночестве.

Иногда даже самые близкие люди из их окружения не догадываются, что скрывается за толстыми стенами сейфа или потайной комнаты. Если шедевры попадают в такие руки, шанс вернуть их законному владельцу ничтожен. Картины или драгоценности могут «осесть» в таком доме надолго.

Похищение по-румыски

Полицейские из Нидерландов провели колоссальную работу, прежде чем вышли на след преступников. Подозрения пали на некоего румына Петре Кондрата, который ранее занимался сбытом краденых произведений искусства. Чтобы снять с себя подозрения, тот признался, что видел два похищенных полотна на родине в Румынии.

По данным адвоката обвиняемого, его подзащитного пытались привлечь к посредничеству при продаже злополучных полотен. «Мой клиент видел две картины, когда один человек предложил их продать потенциальному покупателю — Константину Динеску, владельцу картинной галереи в Бухаресте», — сообщил его адвокат.

По его данным, встреча проходила в доме Динеску в присутствии искусствоведа, Кондрата и продавца картин. Ранее к Кондрату якобы обратился другой фигурант дела — его друг детства Раду Догару с просьбой найти покупателя для картин Матисса и Гогена, не уточнив при этом, что они краденые. Так дорожка привела полицейских в Румынию.

Похищение по-румыски

В начале 2013 года по подозрению в причастности к краже картин в Бухаресте были арестованы трое граждан Румынии. При этом румынская полиция сообщила лишь, что «проводила операции в связи с кражей картин в Нидерландах». От предоставления какой-либо более подробной информации органы правопорядка отказались.

Со своей стороны Нидерланды потребовали от Румынии выдать трех арестованных, и помещенные под предварительный арест на 30 суток Михай Биту, Еуджен Дарие и Раду Догару были переправлены на родину Рембрандта. Спустя несколько месяцев поисков полиция Нидерландов объявила о задержании еще одной участницы ограбления.

Ею оказалась 19-летняя румынка, которая, по данным следствия, помогла ворам спрятать украденные из художественной галереи картины. Но, несмотря на то, что полиция сообщила о поимке предполагаемых исполнителей преступления, местонахождение шедевров долгое время оставалось неизвесным.

Похищение по-румыски

В это время в румынской деревне Караклиу разворачивалась настоящая драма. До поры до времени картины находились в доме одного из трех подозреваемых – Раду Догару. После первых арестов его мать Ольга Догару положила полотна в чемодан и закопала на кладбище. А когда полиция начала обыски в округе, выкопала картины и сожгла их дома в печи, желая уничтожить улики и спасти сына от тюрьмы.

Когда подробности всплыли, общественность пришла в ужас. Неужели бесценные шедевры уничтожены таким варварским способом? Высказывались предположения, что Ольга Догару на самом деле хочет запутать следствие, а картины в это время лежат в каком-нибудь тайнике.

Установить истину взялась специальная экспертиза. Любители живописи затаили дыхание в надежде на чудо. Специалисты несколько месяцев изучали найденный в доме Догару пепел и гвозди. Увы, обнародованные выводы экспертов были неутешительны. Ольга Догару действительно сожгла полотна. Все до единого.

Использованы материалы статьи Любови Шаровой с сайта oracle-today.ru

Другие статьи по теме:

Views All Time
Views All Time
4915
Views Today
Views Today
1
2
Если статья понравилась - поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях

Добавить комментарий

Войти с помощью: