Удивительные археологические находки в самых неожиданных местах

Антиквариат

Многие люди тратят всю свою жизнь на поиски сокровища. Везунчики получают исторические артефакты по наследству в качестве семейной реликвии. А кто-то покупает реликвии на простых гаражных распродажах или барахолках. Часто успех зависит от острого глаза, опытности и хороших знаний истории искомых предметов. Сокровища могут годами ожидать свой час, оставаясь неприметными для окружающих, пылясь в коробках или среди кучи мусора.

Многие из артефактов покупают по дешевке, просто потому что они красивые, или даже используют их совсем не по значению — вместо подставок и горшков для цветов. Все предметы старины из этой подборки имеют свою уникальную историю, ведь им удавалось оставаться в тени десятилетиями и даже веками, пока историки и ценители антиквариата не обнаруживали их в самых неожиданных местах.

Церемониальная урна для печени

Церемониальная урна для печени

Когда в некой британской семье умер дядюшка, в числе прочего его потомки получили в наследство и старинную каменную глыбу. В течение 20 лет терракотовый горшок покойного родственника украшал сад, оставаясь лишь скромной деталью ландшафтного дизайна. В один прекрасный день кто-то разглядел, что верхушка вазона капсульной формы и напоминает египетское лицо. Заподозрив, что все это время в частном саду стояла древнеегипетская реликвия, ее владельцы отдали кувшин экспертам на оценку.

К всеобщему удивлению то, что семья много лет считала простым горшком с декоративным орнаментом, оказалось артефактом из древнего Египта возрастом 3 000 лет. Удалось выяснить, что лицо на горшке – не фараон, как они предполагали, а божество Имсети (Imseti), роль которого заключалась в том, чтобы защищать вырезанную печень покойного, пока тому не понадобятся в загробной жизни все его органы.

33-сантиметровый кувшин был погребальной урной для складирования внутренних органов мумифицированного усопшего. На одного человека таких кувшинов полагалось несколько – на каждый конкретный орган по горшку. До сих пор неизвестно, как такая древняя и редкая реликвия попала в руки чьего-то дядюшки, который сам не понимал, что хранит и передает по наследству уникальный артефакт.

Кубок Януса

Кубок Януса

Еще одна реликвия с изображением человеческого лица хранилась в пыльной коробке целую вечность, пока ее тайна не была раскрыта. Джон Веббер (John Webber) из британского городка Дорчестер (Dorchester) получил кубок в наследство от дедушки. Веббер-старший занимался скупкой и перепродажей металлолома и, чаще всего, это были бронза и латунь. Полагая, что унаследованный предмет как-то относится к работе дедушки, Джон хранил кубок под своей кроватью много лет как вещь, которая вроде бы не нужна, но которую жаль выбросить из уважения к памяти родственника.

Когда Вебберу-младшему было уже за 70 лет, он снова нашел дедушкин кубок во время переезда в другой дом. Взглянув на 14-сантиметровую чашу уже более опытным глазом, мужчина понял, что это не медь и не латунь, и отнес артефакт на оценку в Британский Музей.

Эксперты были сбиты с толку и заявили, что никогда не видели ничего подобного. На кубке был изображен двуликий римский бог Янус, чей лоб украшала тесьма из переплетающихся змей. Историки посоветовали Вебберу провести дорогостоящий лабораторный анализ металла, из которого был сделан кубок. Оказалось, что изделие золотое и датируется III-IV веками до нашей эры.

Артефакт, скорее всего, выковали в древней Персии во время правления империи Ахеменидов (Achaemenid). Янус был древним богом — правителем врат. Судя по всему, он приоткрыл одну калитку и для Джона Веббера – совсем недавно на одном аукционе счастливчик продал находку за 100 000 долларов.

Реликвия из пиццерии

Реликвия из пиццерии

Очень необычная подставка из пиццерии ушла с молотка на знаменитом аукционе Сотбис (Sotheby’s) за весьма аппетитную сумму – миллион фунтов стерлингов (примерно 1,203 миллиона долларов). Диковинную деревянную подставку заметили около туалетов в кафе Ask Pizzeria в британском графстве Норт-Йоркшир (North Yorkshire). Кто-то обратил внимание на позолоченный постамент с изысканной резьбой, сфотографировал его и отправил Марио Тавелла (Mario Tavella), эксперту Сотбис по антикварной мебели. Специалист сразу же распознал в декоративном узоре и фигурах обнаженных девушек, составляющих фундамент композиции, давно утраченную часть от раритетного кабинета. Тавелла лично искал эту деталь старинного шкафа около 20 лет.

Римская мебель, исполненная в стиле барокко и датируемая XVII веком, была утеряна из виду почти сразу после Второй мировой войны. Надежды коллекционера найти ее вновь таяли с каждым годом. Полностью собранный кабинет представляет собой сложную композицию из прихожан, благословляемых в Риме самим Папой.

Почему эта деталь старинного шкафа пропала и как она оказалась в руках простых рестораторов, владеющих пиццерией? На эти вопросы ответ найти так и не удалось. Известно лишь, что подобные постаменты были обнаружены и в частных коллекциях в Дании. Считается, что когда-то они были подарками европейским друзьям Папы Климента IX (Clement IX).

Поющая чаша

Поющая чаша

В 2007 году в Нью-Йорке на гаражной распродаже семейная пара среди множества других лотов обратила внимание на белую чашу по скромной цене в 3 доллара. В пиале не было ничего особенного, но они все же купили ее для домашнего буфета. Не подозревая о важности этой покупки, пара унесла ее домой, и несколько лет чаша с барахолки стояла на полке в их гостиной. В какой-то момент им все же стало интересно, сколько этой керамике лет, и каково ее истинное происхождение.

Отчет об оценке предмета поверг американцев в шок. С виду абсолютно простая пиала диаметром в 12,7 сантиметров оказалась тысячелетним китайским артефактом стоимостью в 300 000 долларов и крайне редким образцом керамики Северной Династии Сун. Поющая чаша невероятно хорошо сохранилась. Для экспертов в таком виде этот артефакт — очень редкая реликвия, хорошо узнаваемая по своим форме, размеру и стилю исполнения. Семья была шокирована второй раз, когда оцененную в 300 000 долларов пиалу в ходе жаркого аукциона выкупили уже за 2,2 миллиона долларов.

«Спящая женщина»

Спящая женщина

Историк в области искусств Герджели Барки (Gergely Barki) хотел поднять настроение своей заскучавшей дочери и включил ей фильм «Стюарт Литтл» (Stuart Little). Дело было на Рождество 2008 года, и это решение привело искусствоведа к нешуточному профессиональному успеху. Просматривая фильм с дочерью, Барки не смог не заметить необычную картину на заднем фоне декораций, ведь ею оказался пропавший шедевр венгерского художника.

Барк провел собственное расследование и вскоре ему стало совершенно ясно, что картина из детского фильма – «Спящая женщина с черной вазой» Роберта Берени (Róbert Berény). Как оказалось, «Спящая женщина» поменяла за последние 2 десятилетия несколько владельцев, которые и не подозревали об истинной ее ценности.

В середине 1990-х годов коллекционер живописи заплатил за нее 40 долларов, купив шедевр на благотворительном аукционе в Сан Диего (San Diego). Скорее всего, он сделал это только ради принятия участия в акции, а не из интереса к самой «Спящей женщине». Затем дизайнер из Голливуда (Hollywood) перекупил картину у коллекционера уже за 500 долларов, и ко времени, когда Барки нашел последнего владельца, картина висела в доме новой хозяйки в качестве детали интерьера и не более того.

Сегодня это произведение Берени оценивается примерно в 120 000 долларов. На картине в стиле арт-деко изображена вторая жена художника, искусная виолончелистка Эта (Eta). До исчезновения работы в последний раз ее видели в Венгрии, где она была продана на аукционе еще в 1928 году.

Горшок Петри

Горшок Петри

В 50-х годах прошлого века мужчина задолжал таксисту плату за услуги и вместо денег вручил водителю маленький горшочек. На ветхом сосуде была бирка со следующей подписью: «Ливийская керамика» 3 000 год до нашей эры, обнаружено профессором Флиндерсом Петри (Flinders Petrie) в 1894-1895 годах». Таксист Чарльз Фаннел (Charles Funnel) принял такую оплату, не подозревая, что ему вручили очень ценный музейный артефакт.

Горшок черно-красного цвета вновь нашелся, когда в 2014 году внук таксиста Гай Фаннел (Guy Funnel) расчищал гараж родственника. Разобрав надпись на бирке с упоминанием имени археолога XIX века, Фаннел младший связался с Музеем Петри в Лондоне.

Это оказался очень редкий горшок с удивительной историей. Кстати, был он не ливийским, а египетским. Сама бирка – теперь тоже очень ценный экспонат, ведь она красноречиво свидетельствует о том, как плохо раньше обращались с музейными экспонатами – раздавали их по рукам направо и налево. О столь грубом разбрасывании древнейшими археологическими артефактами раньше никто и не догадывался.

Неизвестным пассажиром таксиста мог быть не кто иной, как Джозеф Милн (Joseph Milne), некогда музейный куратор из Оксфорда (Oxford), встречавшийся с Петри в 1890-х годах. Такие подозрения в научной среде появились потому, что у Милна когда-то была обнаружена чаша из той же могилы, что и горшок, безответственно подаренный таксисту.

Римский мортариум

Римский мортариум

Рэй Тэйлор (Ray Taylor) из Алчестера (Alcester) работал в своем саду, когда внезапно наткнулся в земле на старую плоскую миску. Он осмотрел глиняную пиалу и решил, что она прекрасно подойдет для птичьей кормушки или купальни.

Пернатые гости сада пользовались посудиной несколько лет, пока дочь Тэйлора не обратила внимание на очень похожие артефакты с местной выставки римского наследия. Изучив вопрос, удивленная женщина поняла, что под импровизированную купальню для птиц ее отец использовал 2 000-летний римский артефакт.

В итоге, эксперты распознали в находке мортариум II-III веков нашей эры, инструмент, который раньше использовали как ступу в комплекте с пестиком для измельчения и перемешивания различных трав и приправ. Центр по производству керамических мортариумов когда-то существовал в Манчестере (Mancetter), что не так далеко от Алчестера. Вполне возможно, что этот горшок мог быть изготовлен именно там.

Старинная керамика сохранилась невероятно хорошо, что делает находку весьма ценной и выдающейся на фоне всех остальных реликвий той эпохи. Чаще всего римскую посуду находили в виде множества осколков, больше напоминающих мусор, чем изящную керамику. Осознав всю редкость и ценность обнаруженной пиалы, Тэйлор благородно пожертвовал ее Варвикширскому музею (Warwickshire).

Лейсестерский камень

Лейсестерский камень

Когда на садовой ярмарке в Лесестере (Leicester) появился необычный каменный валун с замысловатым узором, один из клиентов увидел в нем то, что не смог увидеть сам владелец – потенциал. Джеймс Балме (James Balme), археолог и телеведущий, не был уверен в своих догадках, но все же купил каменный столб, доверившись своей интуиции. Чутье недаром подсказало Балме, что валун не был простым ландшафтным украшением.

После очистки и обработки своего приобретения археолог осознал, что отметины на камне составляли нечто вполне похожее на древнее письмо. Уникальный орнамент украшал только одну из граней каменного столба. Садовый булыжник весом в 25-30 килограмм сужался к своей верхушке и составлял 46 сантиметров в длину и 14 сантиметров в ширину.

До сих пор точно не известно, для чего служил этот столб, но Балме предположил, что он мог быть краеугольным камнем потолка или арки старинного строения. Кто вырезал этот камень и когда – эти два вопроса также все еще остаются не без ответа. Окончательного мнения по этому поводу до сих пор нет, но существует версия, что находка относится к промежутку между V и XI веками времен англосаксонского периода.

Девонский лунный камень

Девонский лунный камень

В 1950 году супружеская пара с четырехлетней дочерью переехала в новый дом в Сассексе (Sussex), купленный у чайного фермера со Шри-Ланки. На территории усадьбы семья обнаружила большой (1,2–1,5 метра) обработанный камень с высеченными на нем изображениями слонов, птиц, львов, лошадей и коров.

Семья часто переезжала и всюду возила с собой эту находку, всякий раз устанавливая камень в саду нового дома и не подозревая об истинном происхождении плоского булыжника. Ко времени, когда девочка выросла и вышла замуж, она все еще хранила этот артефакт. Проживая уже в Дорсете (Dorset), миссис Хайкмотт (Mrs. Hickmott) пригласила в гости аукционера из Бонамса (Bonhams), чтобы тот взглянул на резные узоры старинной каменной плиты. Оказалось, что привычное украшение сада есть не что иное, как гранитная реликвия – цейлонский лунный камень Сандакада Пахана (Sandakada Pahana).

Он очень похож на лунные камни, появившиеся на Шри-Ланке в эру Анурадхапуры (Anuradhapura, 400 год до нашей эры – 1000 год нашей эры). Местные археологи пока не в состоянии определить, подлинный ли этот артефакт. Основной причиной сомнений ученых является то, что они так и не обнаружили никаких упоминаний о переносе плиты в хрониках Анурадхапуры, которые тщательно велись с 1890 года. Найти подобный лунный камень за пределами Шри-Ланки довольно необычно, и поэтому Бонамс оценил его примерно в 47 500 долларов.

Бленхеймский саркофаг

Бленхеймский саркофаг

В 2016 году эксперт по антиквариату гулял в садах английского дворца Бленхейм (Blenheim), когда заметил необычный цветочный горшок. В качестве клумбовой основы для тюльпанов служила массивная каменная ванная, украшенная изящными узорами. Мотив мраморного барельефа показался знатоку очень знакомым и он подошел поближе, чтобы рассмотреть на поверхности горшка искусно вырезанные фигуры людей.

Эксперт распознал в узоре пирующих вместе с животными древних богов Диониса, Геркулеса и Ариадну (Dionysus, Hercules, Ariadne). Он сообщил хозяину дворца Бленхейм, что одна из каменных клумб, на самом деле, — древнеримский саркофаг, от которого осталась, практически, только передняя стенка. Тем не менее, это — совершенно удивительный образец античного искусства. Даже без дна и некоторых стенок саркофаг весит около 250 килограмм, его длина составляет 1,8 метра, высота — 80 сантиметров, а толщина его стенок — около 60 сантиметров.

На кропотливую реставрацию старинного шедевра ушло около 6 месяцев. К сожалению, скульптор, создавший этот восхитительный саркофаг, остается неизвестным. Для кого предназначался этот гроб 1 700 лет тому назад – тоже загадка. Эксперт, обнаруживший древний римский саркофаг, оценил его в 121 000 долларов, но владельцы дворца решили не продавать реликвию, украшающую сад Бленхейма с XIX века. Гроб больше не служит горшком для цветов и теперь почетно украшает один из коридоров потомственной резиденции герцогов Мальборо (Marlborough).

Источник: bugaga.ru

Другие статьи по теме:

Количество просмотров статьи: 1229
Рейтинг: 2
Если статья понравилась - поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях:

Добавить комментарий

Войти с помощью: