Куклы древности

Куклы древности

Сегодняшним разнообразием роботов и прочих механических и электронных игрушек вряд ли можно кого-то удивить. Их производство давно стало индустрией. Но были времена, когда самостоятельно двигающиеся куклы считались роскошью. У состоятельных людей было хорошим тоном заказать у кукольника такой экземпляр, чтобы все восклицали: «Как живая!»

Со временем мастерам кукольного дела на помощь пришла механика, и куклы стали ходить, говорить, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже помогать по хозяйству. По сути они были первыми роботами.

Неизвестно, когда на Земле началась история роботов, но первые упоминания о них можно найти в легендах и мифах древних Китая, Греции, Египта. Достаточно вспомнить миф о Гефесте, который соорудил 20 медных треножников, перемещавшихся на колесах и прислуживавших гостям. Да еще двух его служанок, сделанных из золота, ухаживающих за Гефестом и развлекающих его пением.

Служанка-автоматон
Служанка-автоматон, изобретение Филона Византийского, III век до нашей эры

Но это мифы, и их толкование не всегда однозначно. А вот в Китае недавно была найдена книга, датированная IX веком, в которой упоминается о некоем Янге Уляне – умельце, создающем механических людей.

Одно из его детищ – монах, собирающий подаяния. Фигура монаха была выполнена из дерева, в руке он держал чашу для милостыни. Когда чаша была заполнена полностью, монах произносил: «Милостыня собрана». Понятно, что такому собирателю подавали чаще и больше, чем живому человеку.

Да и в средневековой Европе было немало гениальных изобретателей, создававших говорящие головы, руки-манипуляторы, летательные аппараты. Еще в 1495 году Леонардо да Винчи сделал механическую куклу, которая могла двигать руками и поворачивать голову.

В начале VIII века блестящий мусульманский инженер Аль-Джазари написал труд под названием «Книга знаний об удивительных механизмах». Эту «популярную механику» много раз переписывали. Сейчас в мире известно одиннадцать сохранившихся копий «Книги знаний». И не исключено, что одна из них находится в знаменитой пропавшей библиотеке Ивана Грозного.

Иллюстрация в книге Аль-Джазари
Иллюстрация в «Книге знаний об остроумных механических устройствах», 1206

Сегодня много пишут и говорят о библиотеке Ивана Грозного. Но не только уникальным собранием книг прославился русский царь. При его дворе была еще одна диковинная вещь, на которую приезжали посмотреть купцы и послы со всего света – «железный мужик».

Историка Питера Дэнси заинтересовало это чудо, и он стал искать в архивах свидетельства очевидцев. Его поиски увенчались успехом: сохранились записки Йохана Вема, купца, который по торговым делам неоднократно посещал российский царский двор.

Вем упоминал в них о некоем «железном мужике»: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя и бежал медведь от него в ранах и ссадинах». Кроме потехи с животными, по словам купца, этот «мужик» прислуживал гостям и царю. Подносил чаши с вином, отвешивал поклоны и даже что-то пел. Что именно пел механический слуга, иностранный купец не смог понять, так как плохо знал русский язык.

Автоматон Рыцарь
Автоматон «Рыцарь», воссозданный по рисунку Леонардо да Винчи

Питер Дэнси понимал, что если такая диковина существовала при дворе, значит, должны быть еще какие-то записи других очевидцев, бывавших в России тех времен. Историку пришлось перелопатить целую гору архивных материалов, прежде чем удалось обнаружить свидетельства еще двух иноземных купцов:

Железный мужик прислуживает царю за столом, подает ему при ошеломленных этим зрелищем гостях кафтан, метет метлой двор. Когда царю возразили, что вещь эта не искусством мастера сотворенная, царь сначала осерчал. Но, выпив кубок мальвазии, кликнул трех людей мастерового вида, одетых по-боярски, и что-то им приказал.

Те открыли спрятанные под одежей железного мужика крышки, в нем оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги и голову. Гости с перепугу протрезвели, а русский царь прихвастнул, будто такие слуги были на Руси еще века два-три назад.

Сведений о более раннем существовании механических кукол на Руси обнаружено не было. Зато журналист Д. Ларин, основательно поработав в архиве, нашел информацию о том, что во времена Ивана Грозного не только царь имел в услужении «железного мужика». Такие «мужики» и даже «бабы» были у некоторых его современников.

Еще одно упоминание о человекоподобных куклах при царском дворе относится ко времени правления Петра I. Был у царя сподвижник Яков Брюс – ученый, политик, имевший огромное количество заслуг в научной и военной деятельности. Именно он создал первую русскую обсерваторию в Сухаревой башне.

Имя Якова Брюса было всегда овеяно легендами. Говорили, что он знает астрологию, занимается магией и даже может изменять судьбы людей. А Пушкин вообще считал его «русским Фаустом». Но самой удивительной была история о кукле, сделанной Брюсом для Петра I, которая умела ходить и говорить.

Механический концерт
Роберт Ричард. Механический концерт. Три автоматона — клавесинист, скрипач, виолончелист, 1764

Документального подтверждения этому факту нет, но почему бы не предположить, что человек, обладающий таким багажом технических знаний, воспользовался библиотекой Ивана Грозного и создал механическую куклу? Существует мнение, что кукла была сделана не для царя, а после его смерти.

Известно, что по точным параметрам тела Петра I была создана деревянная фигура «Персона». По воспоминаниям современников она была облачена в парадный мундир, руки и ноги ее с помощью шарниров могли двигаться. Даже парик «Персоны» был сделан из настоящих волос Петра I.

Глаза были настолько точно выписаны художником А. Овсовым, что куклу невозможно было отличить от живого человека. Говорили, что детище изобретателя было оснащено механизмами, с помощью которых кукла могла вставать и повторять повелительный жест Петра I.

 Автоматоны

И, самое удивительное, ее лицо обладало мимикой, чем очень пугало присутствующих. Куда исчезло это потрясающее изобретение, никто не знает. Есть только предположение, что Брюс сам ее уничтожил, поскольку преемница царя Анна Иоанновна терпеть не могла никаких упоминаний о предшественнике.

В конце XVIII века швейцарские часовщики отец и сын Пьер и Анри Дро стали создавать механических людей. Кукол назвали «автоматоны». Механизмы автоматонов XVIII века работали за счет системы пружин, рычагов и зубчатых колес. По сути дела, это были те же часовые механизмы.

Над своим первым механическим человеком Пьер Дро работал почти два года. И в 1772 году автоматон «Писец», состоящий из шести тысяч деталей, был готов. Внешне кукла походила на ребенка 5-6 лет, ростом примерно 70 сантиметров, который сидел за небольшим столом. В ее правой руке находилось гусиное перо.

Кукла писец
Автоматон «Писец»

По заказу зрителей Писец аккуратно выводил на бумаге определенный текст. Для этого он опускал перо в чернильницу, затем, дважды отряхнув его, начинал писать. При этом он, как настоящий человек, наклонял голову и будто бы следил глазами за текстом.

Как только страница заканчивалась, Писец ставил точку. После чего посыпал лист бумаги песком, чтобы чернила высохли, а затем стряхивал песчинки. Механический писец мог определить, где находится край листа, переносить текст на другую строку и писать фразы до 40 знаков длиной.

Все это управлялось устройством, состоявшим из набора кулачков, отвечающих за форму, высоту букв и интервалы между ними. Конечно, Писец мог писать только определенные слова и фразы, но использование кулачков другой формы могло расширить его возможности.

Эмиль Фролих с автоматонами
Эмиль Фролих с автоматонами, 1906

Другой автоматон, созданный уже сыном Пьера Анри в 1773 году, был «Рисовальщик». Механический человек, похожий на мальчика, состоящий из 2 000 деталей, держал в руке карандаш и рисовал картины. Как настоящий художник, мальчик делал паузы, созерцал свой рисунок, сдувал с него соринки и даже ерзал на скамейке.

Возможности Рисовальщика, как и Писца, были ограничены. Он мог создать только три рисунка: портрет Людовика XV с собакой «Mon toutou» («Мой песик»), Марию Антуанетту с Людовиком XVI и Купидона, управляющего колесницей, в которую были запряжены бабочки. Автоматон также управлялся кулачковым устройством, приводимым в движение часовым механизмом.

Третий автоматон, принесший славу семейству Дро, – «Пианистка», был собран из 2 500 деталей. Привлекательная, миниатюрная девушка с рыжими волосами, исполняющая пять мелодий, сразу же завоевала популярность и симпатию зрителей. Музыка, которую исполняла Пианистка, не была записана.

Автоматоны

Автоматон, действительно извлекал ее из клавесина, сделанного по спецзаказу, касаясь пальчиками клавиш. Слегка покачивались локоны в такт движениям Пианистки, вздымалась, будто дышала грудь, прикрытая тончайшим кружевом, кокетливо опущенные глазки следили за полетом изящных пальцев.

Закончив играть, кукла вставала и кланялась зрителям. Одним словом, настоящая музыкантша. Управляющий ею механизм находился под инструментом и состоял из системы труб и мехов, набора кулачков и кривошипно-шатунного механизма.

 Автоматон

Все эти куклы были созданы настолько похожими на людей, что многие зрители были уверены в обмане. Чтобы сохранить свою репутацию, изобретателю приходилось во время демонстрации оставлять спины «Писца» и «Рисовальщика», где был спрятан механизм, открытыми.

Не менее известны механические куклы Жака Вокансона, созданные им в 1737 году. Его «Флейтист» был выполнен в человеческий рост, и движения его были вполне человеческие. Кукла выдувала изо рта воздух, а пальцы ее нажимали на нужные отверстия флейты.

Второй музыкант Вокансона был более сложной конструкции: одной рукой он держал флейту и играл на ней, а второй аккомпанировал на тамбурине. В арсенале музыканта было 20 мелодий. Третья известная кукла Вокансона – механическая утка, которая вела себя, как настоящая — ела, пила, крякала, плескалась.

Утка Вокансона
«Утка» Вокансона, схема устройства

Современная Япония – один из признанных лидеров в робототехнике. Но еще в древней книге «Кондзяку Моногатари», увидевшей свет в далеком 1120 году, рассказывается о необычной кукле принца Кайи (794-871 годы).

Во время засухи принц сделал куклу, изображающую мальчика с кувшином. При наполнении кувшина водой, кукла поднимала его над головой и выливала на себя. Люди со всей Японии приходили посмотреть на это чудо и приносили воду, что помогло спасти рисовые поля от засухи.

Это легенда, но, скорее всего, какая-то доля правды в ней содержится. Кукла принца Кайи, возможно, послужила началом средневековому искусству «каракури-нинге». «Каракури» в переводе с японского означает «сложное механическое устройство», а «нинге» – «кукла».

Нинге

И действительно, эти куклы были исключительно механическими. Японским мастерам запрещалось разглашать тайну создания каракури, поэтому все сведения передавались из поколения в поколение только устным путем. Японцы относились к каракури не как к механизму, а как к чему-то живому. Их не разрешалось разбирать, а интересоваться внутренним устройством куклы было верхом неприличия.

Изготавливали каракури только из дерева определенной породы (в каждом регионе своего), при этом не использовали ни одного гвоздя. Использовались механические куклы для театральных представлений, работы по дому и развлечения гостей.

Самая известная какракури – подающая чай, перемещалась по дому на колесиках, которые были скрыты под длинным кимоно. Чаще всего, кукла находилась в дальнем углу комнаты, откуда и приближалась к гостю.

Нинге

Она держала на подносе чашку с чаем и ждала, пока гость ее заберет. Когда гость принимал угощение, каракури кланялась и возвращалась в свой угол. Японцы любили эту куклу за то, что она помогала создать непринужденную обстановку и наладить отношения с гостем.

Еще одна интересная каракури изображала лучника «Юми-ири-Дойи». Механический лучник брал стрелу со специальной подставки, накладывал ее на тетиву, поворачивал голову в сторону цели, будто оценивая ее, и стрелял.

Удивительно, как в средневековой Японии, при отсутствии современных знаний, мастерам удавалось создавать механизмы, способные передвигаться и выполнять какие-то действия. Сегодня каракури по праву считаются предками современных роботов.

Каракури

В конце XVII века французский аббат Микаль создал две говорящие головы. Антуан де Ривароль писал:

В замке Темпль можно наблюдать фантастический механизм. Он привлекает знатоков и любителей поглазеть на чудо. Это две головы из руды, которые говорят настоящими предложениями, и очень четко. Они невероятных размеров, а голоса их нечеловеческие.

Неизвестно, каким образом изобретатель смог заставить головы говорить. В записках Ривароля есть лишь какие-то туманные подробности о том, что головы были снабжены чем-то, похожим на огромные клавиатуры, и цилиндрическими деталями с разметками интервалов между словами.

Использованы материалы статьи Галины Белышевой с сайта oracle-today.ru

Views All Time
Views All Time
10779
Views Today
Views Today
3
2
Если статья понравилась - поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях

Добавить комментарий

Войти с помощью: